Антихристианство
К содержанию....
Летописные свидетельства
о насильственном крещении Руси.
Лаврентьевская летопись. Древний текст см:
ПСРЛ, т.1, в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ, Л" 1926; или в кн.
"Литература Древней Руси 1Х-ХП ев". М., 1978. Перевод Б. Кресеня.
6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на
холме вне двора теремного: Перуна деревянного - главу серебряну, а ус
злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь... Владимир
посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня
поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы
как богу <...>.
Был же Владимир побежден похотью женскою, и вот какие были у него
супруги: Рогнеда, которую посадил на Лыбеди <...>, от нее имел четырех
сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и две дочери; от
гречанки имел - Святополка; от чехини - Вышеслава; от другой -
Святослава и Мстислава; а от болгарыни -Бориса и Глеба, а наложниц у
него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на Берестове <...>.
И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял
девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у
Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов
погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел спасение.
В год 6496 (988) пошел Владимир с войском на Корсунь, град греческий.
<...> И послал к царям Василию и Константину, и так им передал: "Вот
взял ваш город славный; слышал же то, что имеете сестру девою; если не
отдадите ее за меня, то сотворю городу вашему (столице) то же, что и
этому городу сотворил". И услышав это, они (Василий и Константин)
опечалились, и послали ему весть, и так ответили: "Не пристало
христианам выдавать жен за неверных. Если крестишься, то и ее получишь,
и царство небесное примешь, и с нами единоверен будешь".
<...> По божьему промыслу в это время разболелся Владимир глазами, и не
видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что делать. И послала к нему
царица (Анна) и передала: "Если хочешь избавиться от болезни сей, то
крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего". Услышав, Владимир
сказал: "Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог
христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с
царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на
него, тотчас прозрел он. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление,
прославил бога: "Теперь узрел я бога истинного:"
<...> После этого Владимир взял царицу и попов -корсунских с мощами
святого Климента <...>, взял и сосуды церковные, и иконы на
благословение себе. <...> Забрал и двух медных идолов, и четырех медных
коней, что и сейчас стоят за церковью св. Богородицы. Корсунъ же отдал
грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел
кумиры опрокинуть - одних изрубить, а других - предать огню. Перуна же
повелел привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу
к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это
не потому, что дерево чувствует, но для поругания беса <:>. Вчера был
чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру,
оплакивали его неверные люди <...>. И, притащив, сбросили его в Днепр. И
сказал Владимир сопровождающим: "Если он где пристанет, вы отпихивайте
его от берега, до тех пор, пока не пройдет пороги, тогда лишь оставьте
его". Они так и сделали, как он велел. Как только оставили его за
порогами, так принес его ветер на мель, которую потом прозвали Перунья
Мель, так она и до сего дня называется. Затем послал Владимир по всему
городу сказать: "Если не обратится кто завтра на реке - будь то богатый,
или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне".
Мазуринский летописец. ПСРЛ. т. 34, М., 1968. Перевод Б. Кресеня.
6498 (992). Добрыня, Дядя Владимира, отправился в Великий Новгород, и
все идолы сокрушил, и требища разорил, и многих людей крестил, и церкви
воздвиг, и священников поставил по городам и селам новгородского
предела. Кумира же Перуна посекли, и низвергли на землю, и, привязав
веревки, повлекли его по калу, бив жезлами и топча. И в это время вошел
бес в того бездушного кумира Перуна и в нем возопил, как человек: "О
горе мне! Ох мне! Достался я немилостивым рукам". И сбросили его люди в
реку Волхов и заповедали, чтобы никто его не перенял. Он" же, проплывая
сквозь великий мост, ударил по мосту своей палицей и сказал: "Здесь
пусть тешатся люди новгородские, вспоминая меня", и тут творили безумные
люди многие годы, сходились в некие праздники и устраивали
представления, и творили бои.
Иоакимовская летопись. Древний текст в кн. Татищев В.Н. История
Российская, 1т. М., 1963. Перевод Б. Кресеня.
6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их,
учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать
опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий,
вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня
ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со
множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих
врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего
красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.
Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили
людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол
сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и
крестили несколько сот людей.
Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам
помереть, нежели богов наших дать на поругание." Народ же оной страны,
рассвирипев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его
избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый,
приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился
выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как
все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора
Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди
же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и
была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения
Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел
Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома
поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и
тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали
просить мира.
Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов,
деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым
великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами
просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им
говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не
могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив,
чтоб все шли ко крещению. <...> И пришли многие, а не хотящих креститься
воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста.
<...> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят
новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем.
Лаврентьевская летопись. Перевод Б. Кресеня.
6532 (1024). В тот же год восстали волхвы в Суздале, избивали они старую
чадь по дьявольскому наущению и бесованью, говоря, что они прячут
запасы. Был мятеж великий и голод по всей стране <...>. Ярослав же,
услышав о волхвах, пришел к Суздалю; захватив волхвов, одних изгнал, а
других казнил, говоря так: "Бог за грехи насылает на всякую страну
голод, или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не ведает за
что".
6779 (1071). <...> В те же времена пришел волхв, обольщенный бесом;
придя в Киев, он говорил и то поведал людям, что на пятый год Днепр
потечет вспять и что земли начнут меняться местами, что Греческая земля
станет на место Русской, а Русская - на место Греческой, и прочие земли
изменятся. Невежды слушали его, верные же смеялись, говоря ему: "Бес
тобою играет на погибель тебе". Что и сбылось с ним: в одну из ночей
пропал без вести.
6579 (1071). Был голод в Ростовской области, и тогда восстали два волхва
близ Ярославля <...>. И пришли на Белозеро, и было с ними людей 300. В
то же время случилось прийти от Святослава собирающему дань Яню, сыну
Вышатину <...>. Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды. Когда их
били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: "Что же вам молвят
боги?" Они же ответили: "Стать нам пред Святославом!" И повелел им Янь
вложить рубли в уста и привязать их к мачте лодки и пустил их пред собою
в ладье, а сам пошел за ними. Остановились на устье Шексны, и сказал им
Янь: "Что же вам теперь боги молвят?" Они же ответили: "Так нам боги
молвят: не быть нам живыми от тебя". И сказал им Янь: "То они вам правду
поведали". <...> Они же, схватив их, убили их и повесили на дубе.
6579 (1071) Такой волхв появился при Глебе в Новгороде; говорил людям,
притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, уверяя, будто
"все ведает и предвидит", и хуля веру христианскую, уверял, что
"перейдет Волхов перед всеми". И был мятеж в городе, и все поверили ему
и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест и облекся в ризы,
встал и сказал: "Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же
верует, пусть ко кресту идет". И разделились люди надвое: князь Глеб и
дружина его пошли и встали около епископа, а люди все пошли за волхва. И
начался мятеж великий между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел к
волхву и спросил: "Ведаешь ли, что завтра утром случится и что сегодня
до вечера?" - "Все предвижу". И сказал Глеб: "А знаешь ли, что будет с
тобою сегодня?" - "Чудеса великие сотворю", - сказал. Глеб же, вынув
топор, разрубил волхва, и пал он мертв <...>.
Никоновская летопись. ПСРЛ, т. 10., М., 1965; поет. Спб., 1862. Перевод
Б. Кресеня.
6735 (1227) Явились в Новгороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие
волхвования, и потворы, и ложные знамения творили, и много зла сделали,
и многих прельстили. И собравшиеся новгородцы поймали их и привели на
двор архиепископа. И мужи князя Ярослава вступились за них. Новгородцы
же привели волхвов на двор мужей Ярослава, и сложили великий огонь на
дворе Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все
сгорели.
|