Антихристианство
К содержанию....
Инквизиция в России
На средневековых процессах колдуньи признавались, что общались с
дьяволом.
Мы возмущены как можно было принудить
их к таким показаниям, ведь дьявола не существует!
Но голос разума твердит нам:
“Неправда, неправда, неправда!”.
Дьявол существует – он то и был инквизитором.
С. Лец.
“Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но еще более прекрасное - это
любовь к истине”, - писал Чаадаев. В обыденном сознании очень часто
второе приносится в жертву первому, иногда по незнанию, иногда из-за
неправильного понимания патриотизма, а чаще всего потому, что это
кому-то выгодно. Именно так обстоит дело с вопросом о существовании в
России инквизиции. Еще в прошлом веке историк Погодин, обосновывая
преимущества русской истории по сравнению с западной, утверждал, что
инквизиции никогда на Руси не было. В дальнейшем эта точка зрения
поддерживалась и государством и церковью. Инквизиция в России была,
пусть сравнительно короткий промежуток времени.
В Европе размах еретических движений 13 века заставил католическую
церковь учредить систему папской инквизиции. Ее задача заключалась в
расследовании всех дел, связанных с ересью, причем подчинялись ей как
церковные, так и светские власти. Антицерковные движения появлялись в
основном в городах, где наиболее высокий уровень грамотности делал людей
восприимчивыми к духовным исканиям. Ситуация обострялась еще и тем, что
очень часто в городах именно церковь выступала в роли сеньора. Общим
практически для всех еретических движений было отрицание поклонения
иконам, а богатая католическая церковь противопоставлялась организациям
христиан первых веков нашей эры. Еретики были столь сильны, что
некоторые из наименее радикальных смогли стать папами, а против ереси
альбигойцев, обосновавшейся на юге Франции в начале XIII века, был
организован крестовый поход. Но наибольшую жуткую известность приобрела
инквизиция в Испании.
В России, которая благодаря татаро-монголам была отброшена от
генеральной линии исторического развития на столетия, первые еретики
появились в XIV веке в Пскове. Вообще, Псков и Новгород были главными
центрами еретического движения на Руси до середины XVI века, так как
северная Русь имела и наиболее тесные контакты с Европой, и лучший
уровень экономического развития. В XIV веке еретики преследовались
сравнительно вяло, так как и государство и православная церковь были
заняты более важной борьбой: одновременно против татар и за объединение
русского государства под властью московских князей. Но в конце XV века
обе эти задачи были практически решены, а еретики приобретали все
большее влияние в низшем духовенстве, среди образованных купцов, части
бояр, им покровительствовал даже сам великий князь Иван III.
Новгородско-московская ересь конца XV века была очень похожа на
еретические движения в Европе и представляла собой первую попытку
образованных людей вырваться за предписанные церковью и созданные самим
средневековым бытом рамки. Еретики отрицали иконопочитание, считая его
не лучшем занятием, чем поклонение идолам. Считали воплощенной
несправедливостью церковное землевладение вообще – православные
монастыри владели на Руси тогда огромными территориями – и церковную
организацию в частности, как не соответствующую евангельским принципам
равенства. Их критика носила как моральный, так и рациональный характер,
особенно ярко проявившийся в истории с “концом света” в 1492 году.
По церковному летоисчислению “от сотворения мира” наступал 7000 год. Как
сейчас, так и в средневековье люди с непонятным пиететом относились к
круглым датам, и среди церковников стала распространяться идея, что
обещанное “второе пришествие” не за горами. Еретики же были твердо
уверены, что ничего в этом году не случится. Споры разгорелись
нешуточные, и уверенные в себе православные священники даже расчеты
пасхальных дней довели только до 1492 года. Естественно, никакого “конца
света” не случилось и официальной церкви пришлось объяснять пастве свою
ошибку. Кончилось все, конечно, ссылками на “божью волю”, а вместе с тем
резко усилилась ненависть к шибко образованным еретикам. Те же оказались
правы еще и потому, что изучали по арабским и античным книгам
астрономию, которую ортодоксы объявляли “чернокнижием”.
После такой неудачи влияние официальной церкви начало падать. Некоторые,
наиболее передовые русские мыслители выдвинули тезис о свободе воли
человека, наличие которой в православии, в отличие от католичества,
отвергается полностью. Среди образованных людей возникли сомнения в
“страшном суде”, “воскресении мертвых” и “загробной жизни”, что грозило
полностью подорвать влияние церкви, но не на массы, для которых споры
образованных монахов, бояр или купцов были недоступны, а на власть. Дело
в том, что, отрицая церковное землевладение, еретики играли на руку
великому князю, который давно хотел подобраться к монастырским
владениям.
Победа над еретиками была для церкви жизненной необходимостью. Находясь
в растерянности, православные иерархи обратились к западному опыту. По
приказу новгородского архиепископа Геннадия в 1490 году против ряда
видных еретиков применили типично инквизиторскую казнь: еретиков
посадили задом наперед на лошадей (в Испании сажали на ослов, но в
Новгороде ослов не нашлось), надели на головы “бесовские” колпаки с
рогами, а на грудь каждому повесили надпись: “се есть сатанино вьинство”.
После этого их провезли по всему городу, и каждый встречный должен был
плевать в проповедников свободы воли – это было наказанием за “гордыню”.
Затем некоторые были казнены, многие сосланы в отдаленные монастыри.
Сходство с действиями святейшей инквизиции не случайно. Геннадий очень
лестно отзывался об опыте западноевропейских “коллег” и описанное
действие устроил в точности по испанским руководствам по борьбе с
ересями. В 1501 году он распорядился перевести на русский язык
католический антииудейский трактат – на еретиков нужно было навесить
ярлык, и их “припечатали” прозвищем “жидовствующие”, хотя ничего от
иудаизма в их воззрениях не было.
Вскоре и сам Иван III понял, что с опорой на еретиков он поторопился.
Внешнеполитические интересы толкали его на поддержку православного
населения в Литве, а для этого нужно было мириться с церковью. Но самое
важное заключалось в том, что свободолюбивые еретики, хотя и обладали
большими знаниями, а глава московского кружка Федор Курицын и вовсе был
выдающимся дипломатом, однако на роль творцов государственной идеологии
они не подходили. Московская Русь сложилась как жестко централизованное
государство, в котором жизнь каждого человека, от последнего холопа до
первого боярина была во власти великого князя. Разговоры о “свободе
воли”, отрицание загробного воздаяния противоречили стремлению Ивана III
и его преемников сделать из подданных безмолвное и послушное стадо, с
которым делать можно было все, что угодно великому князю. Здесь помочь
им могло только православие, которое нетерпимо относилось к любому
выражению индивидуальности – поэтому, кстати, такие люди, как Андрей
Рублев и Максим Грек были лишь редким исключением в истории русской
церкви.
Фактически, царь и церковники заключили сделку (как оказалось – на 4
столетия): царь отрекся от еретиков и дал с ними расправиться, а иерархи
взяли на себя обязательство во всем поддерживать царскую власть. Ивану
пришлось смириться с земельными богатствами в руках церкви, но взамен он
получил мощный аппарат идеологического контроля, который находился на
службе у российских властителей вплоть до начала XX века.
И хотя еретики всегда поддерживали сильную княжескую власть, их дни были
сочтены. Массовой опоры у них не было, крестьянство и простые горожане
еще не находились в таком отчаянном положении как полтора столетия
спустя, когда возникнет мощнейшее народное движение против официальной
церкви – старообрядчество. Свободомыслие и инакомыслие тогда было
сомнительной привилегией очень немногих. На них и опробовали западные
инструменты русские церковники. В 1503 году состоялся церковный собор,
на котором ересь была осуждена, а наиболее активные еретики приговорены
к казни. Дознание происходило тоже весьма распространенным в Испании
способом: чтобы организовать суд над еретиками, Иосиф Волоцкий предложил
начать с арестов “двух-трех еретиков, а оне всех скажют” – под пытками,
конечно, люди не выдерживали и оговаривали даже невиновных.
Организованный в 1504 году показательный процесс закончился очередным
инквизиторским представлением. На льду Москвы реки в деревянной клетке
были сожжены главные представители московского еретического кружка.
Остальные были разосланы по монастырям под надзор игуменов. С робким
началом развития свободомыслия на Руси было покончено.
Одиночек-еретиков продолжали жечь и дальше, но особенно активно в этом
отношении союз церкви и государства преуспел во второй половине XVII
века, когда ему пришлось иметь дело со старообрядчеством. Справедливости
ради надо отметить, что в это союзе церковь навсегда заняла подчиненное,
а после Петра – так просто рабское положение, в которое она сама
приводила и продолжает приводить русское общество с конца XV века до
наших дней.
Сергей Соловьев
Подробное раскрытие темы и библиографию см. в
Клибанов А.И. Реформационные движения в России. – М.: АН СССР, 1960 –
411 с.;
Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. – Л.: Наука, 1988. – 159
с.
Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси/ XIV - XVI вв. –
Новосибирск: Наука, 1991. – с. 179.
Полное собрание русских летописей. Т.IV – c. 49-50.
ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Сначала даю источники.
1. По Алексею Толстому: “Петр I” , том 1, глава 5, стр. 191, речь
патриарха Иоакима: “… прошу великих государей указом вершить Квирина
Кульмана, - сжечь его живым с книгами…”.
Другие источники по неофициальной инквизиции в РПЦ:
2. “Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией”
1841г. №258.
3. “Полное собрание русских летописей” т. 4, с 158, 1859г.
4. “История религий” в 2-х томах И Крывелев, т 2, г 4.
Теперь факты о которых идет речь в этих источниках: новгородский
архиепископ Геннадий сжег за ересь (т.н. жидовствующие) архимандрита
Кассиана, у Некраса Рукавова был вырван язык, после чего, он тоже был
сожжен. Но поместонм соборе в 1504 г. были осуждены на сожжение за ересь
Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов, остальных сектантов
сослали, заточили в тюрьмы или наложили епитимьи. По обвинению в ереси,
богохульстве и колдовстве были казнены врачи Эрнштейн, Леон и Бомелий.
Официально инквизиция в РПЦ оформилась при борьбе с раскольниками.
Синод, в распоряжение которого были предоставлены сначала штрафные
суммы, взимавшиеся с раскольников за непринятие исповеди и причастия в
православных церквях, а затем двойной оклад за ношение раскольниками
бороды и платья старого покроя, учредил для лучшего сбора этих средств
особую контору раскольнических дел, преобразованную затем, во время
прибывания синода в Москве при Петре II, в канцелярию розыскных
раскольнических дел. Главной задачей этого учреждение был главным
образом не сбор штрафов (доход от которых шел РПЦ), а розыск
раскольников и расправа над особо упорными.
Как раз с началом дискуссии совпал конец написания мной статьи об
истории взаимоотношений религии и науки. Вот выдержка: “Перед лицом
успехов науки позиция РПЦ могла быть выражена следующей формулой: если
научные открытия опровергают религиозные догматы, то тем хуже для науки.
Ещё М. Ломоносов (кстати, глубоко верующий человек), раздраженный
нападками церковнослужителей на свои исследования, потребовал, чтобы
духовенство “не привязывалось к ученым” и “не ругало науки”. Учение Ч.
Дарвина, вызвавшее ожесточенные нападки католиков и протестантов, было
встречено в штыки и православием. Сторонников дарвинизма подвергали
травле. Из-за гонений духовенства был вынужден покинуть Россию сторонник
дарвинизма, выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии, И.И.
Мечников. Церковь запретила книгу И.М. Сеченова “Рефлексы головного
мозга” (1863), сочтя ересью учение о естественной природе психики
человека. Был запрещен кантемировский перевод сочинения Фонтенеля “О
множественности миров”; синод в своем обращении к правительству по этому
поводу требовал издать указ, “дабы никто отнюдь ничего писать и печатать
не мог как о множественности миров, так и о всём другом, вере святой
противном, под жесточайшим за преступление наказанием”. Было запрещено
сочинение Тредьяковского “Феоптия” на том основании, что там было
сказано, “будто Земля вертится, а Солнце стоит, и будто Луна ходит вслед
за Землею”. Настаивая на запрещении книги Поупа “О человеке”, духовная
цензура мотивировала свое требование таким образом: автор “ни из
священного писания, ни из содержимых в православной нашей церкви
узаконений ничего не заимствуя, единственно все свои мнения на
естественных и натуральных понятиях полагает, присовокупляя к тому и
коперникову систему, також и мнения о множественности миров, священному
писанию совсем не согласные”. (Цитаты: “История религии” И.А. Крывелев в
2-х томах, “Религия в истории и культуре” М. Писманик. В пример нападок
священников на науку могу посоветовать: книга “священноинока” Иова
Немцева “Круг Земли неподвижен, Солнце ходит” 1914 г., книгу иеромонаха
Арсения “Эволюционная теория и библейское учение о происхождении мира и
человека” 1907 г.)”.
|