Антихристианство
К содержанию....
Политеизм в Библии
Диалог вместо пролога
- Здравствуйте, позвольте задать Вам один вопрос, - обращается ко мне на
улице некто, нарочито скромно-неряшливо одетый и сосредоточенно
теребящий в руках тоненький томик Нового Завета. - Вы читали Библию?
- Да, читал, - отвечаю. - А Вы?
- Конечно, - тихо, после секундного замешательства, отвечает мой
случайный собеседник.
- С какой фразы она начинается? - спрашиваю я.
- "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", - не
задумываясь, чеканно отвечает теист.
- Понятно, - тихо бормочу себе под нос. - А может все-таки: "В начале
сотворил Бог небо и землю..."?
- Да, так Ветхий Завет начинается, - абсолютно не смутившись
оправдывается юноша.
- Я именно так и спросил... Спасибо за беседу, коллега, но мне пора. Да,
и еще одно - Новый Завет начинается со слов: "Родословие Иисуса Христа,
Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова,
Иаков родил Иуду и братьев его..." Всего доброго!
Поворачиваюсь и медленно ухожу прочь. За спиной слышу тот же тихий
голос: "Здравствуйте, позвольте задать Вам один вопрос..." Кто
следующий?
Вы сочтете это странным (или может даже кощунством), но меня при чтении
Библии все время не покидает ощущение, что христианство - не
монотеистическая религия, как это принято считать, а политеистическая.
Приведенные мною ниже цитаты об этом косвенно свидетельствуют. И таких
мест в тексте Библии, где тем или иным образом речь идет о существовании
нескольких богов, - довольно много. Так как мы договорились не быть
голословными в разговорах о Писании, простите мне обильное цитирование
первоисточника с некоторыми необходимыми комментариями.
Перейдем, для разбега, в начало книги, к Бытию (3:5) "... но знает Бог,
что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете,
как боги, знающие добро и зло."
Значит, "боги"? Использование множественного числа применительно к этому
слову в Библии именно и кажется мне странным. Хотя в приведенной цитате
фраза принадлежит змию, но от этого ровно ничего не меняется. Змий,
вероятно, был далеко не лапоть в этих вопросах, по крайней мере,
осведомлен гораздо более человеков.
Теперь посмотрим, что же говорит Сам Бог? В Исходе (12:12) читаем: "А Я
в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в
земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими
произведу суд. Я Господь." Оба-на! Значит, Сам Бог Израилев говорит о
существовании иных богов - например, египетских? Пока не комментируем,
движемся далее, приняв во внимание указанные свидетельства.
От Бытия, естественно, идем к следующему документу - Исходу. Что же
значат слова Моисея (Исх.15:11): "Кто, как Ты, Господи, между богами?
Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?"
Похоже, Моисей также знает и нисколько не озадачен тем, что богов
несколько. И дабы возвеличить восхвалить Бога, говорит Ему о Его
превосходстве над другими богами.
Если это случайность, то почему теми же словами говорит Иофор, тесть
Моисея, после непродолжительной беседы со своим зятем? Исход (18:11):
"Ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они
превозносились над Израильтянами."
Каким же образом согласуются политеистичные взгляды персонажей Библии с
заповедью всему народу(Исх.20:3): "Да не будет у тебя других богов перед
лицем Моим"? Эта заповедь стоит первой в ряду морально-этических
наставлений, которые Бог дает Израилю. Возможно, ответ состоит в
хронологической последовательности приведенных выше цитат - в главах 15
и 18 люди еще ничего не подозревают о единственности Бога, а узнают об
этом лишь в 20-й главе?
Хорошо, оставим свидетельства Божьего избранника Моисея и его тестя, и
пойдем дальше, по хронологии - посмотрим, были ли рецидивы в дальнейшем.
Вращаем барабан...
Стрелка остановилась на Второзаконии (4:7): "Ибо есть ли какой великий
народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам
Господь, Бог наш...". Опять Моисей, увещевая народ исполнять заповеди
Божьи и избегать идолопоклонства, говорит о множественности богов, о
том, что у каждого народа есть свой бог и Моисей это вполне допускает. И
это после того, как Бог дал заповедеи, в которых Его единственность, как
мы видели, была лидирующей. Безусловно, у Моисея нет иного бога, и он
поклоняется и чтит только Бога Израилева, но все время косвенно говорит
о существовании иных, "чужих" богов.
Следующий ход. Стрелка - на Книге судей (2:10-13): "... и когда весь
народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который
не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, - 11. тогда сыны
Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам;
12. оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли
Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и
стали поклоняться им, и раздражили Господа; 13. оставили Господа и стали
служить Ваалу и Астартам."
Вот, наконец, и первые персонажи - Ваал (древний общесемитский бог
плодородия, вод и войны) и Астарта (финикийская богиня плодородия,
материнства и любви). Очень интересное словосочетание "боги народов",
обратили внимание. Авторы нашего текста допускали существование
отдельных, самостоятельных богов у каждого народа. И что характерно,
Господь сердится, что люди ушли к другим богам, значит Он формально
признает их существование?
Ни здесь, ни в приведенных уже выше, ни в следующих ниже цитатах, как и
нигде в Библии, Бог не осудит ни словом, ни действием подобную вольность
в высказываниях представителей Своего народа. Как мне кажется, Он должен
был осуждать не только слова, но даже и мысли о наличии иных богов. Но
этого не происходит. Он довольствуется исполнением обрядов в Его честь и
положенных жертвоприношений.
Свидетель может покинуть зал...
"Заседание продолжается, господа присяжные заседатели..."
Что там дальше по оглавлению? Руфь? Отлично. Глава 1, стих 15: "Ноеминь
сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим
богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею." Даже обычная женщина
знает, что богов есть несколько, и нормально относится к наличию у иных
народов своих богов. Ох, уж эти женщины... (После данной цитаты меня
никто не упрекнет, что я не принял во внимание точку зрения слабой
половины человечества).
Но не теряем темп, идем дальше.
Обратимся теперь к 3-й Книге Царств. Эпизод из главы 9, стих 6, опустим,
а вот главу 11 перечтем: "1. И полюбил царь Соломон многих чужестранных
женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Амонитянок, Идумеянок,
Сидонянок, Хетеянок, 2. из тех народов, о которых Господь сказал сынам
Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не
склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью.
3. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его
сердце его. 4. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к
иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как
сердце Давида, отца его. 5. И стал Соломон служить Астарте, божеству
Сидонскому, и Милхому, мерзости Амонитской. 6. И делал Соломон неугодное
пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе,
которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Амонитской. 8. Так сделал
он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы
своим богам. 9. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил
сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему 10.
и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил
того, что заповедал ему Господь Бог."
И Соломон туда же! Удивляет та настойчивость, с которой Бог наставляет
Соломона на путь истинный. Даже дважды лично являлся ему пред ясные очи!
(Вспомнилось Исх.33:20 "человек не может увидеть Меня и остаться в
живых" и Быт.32:30 "...нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил
он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя" - но сейчас не об
этом). Но и такие аргументы не убедили Соломона, он спокоен, как будто
ему каждый день являлись боги. Как видим, тут речь даже не идет об
исключительности Иеговы. Увидев Бога и выслушав Его речи, Соломон просто
проигнорировал Его наставления.
Но цари - народ избалованный, а что может убедить простого смертного?
Ответ находим в 4-й Книге Царств (5:17): "И сказал Неман: если уже не
так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому
что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим
богам, кроме Господа..."
Тут комментариев не будет.
С Соломоном разобрались, призовем в свидетели Давида. 1-я Паралипоменон
(15:24-26): "24. Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса
Его, 25. ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов. 26.
Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил."
И Давид не забыл про богов народов вставить свое словечко. Хотя он
должен был знать, что Бог один - ведь всех человеков, Адама и Еву, его
прямых предков, сотворил-то единственный Бог, кроме Которого нет иных.
Почему его не смущает существование других? При этом аргумент Давида -
"небеса сотворил" выглядит слегка наивно, ибо Бог все сущее сотворил, но
Давид ограничивается малым. Сегодняшние христиане в два счета убедят
любого, что Бог есть и расскажут о Его свойствах, заставив поверить в
Его единственность. А Давид почему-то спасовал...
Теперь обратимся к последнему тексту Ветхого Завета, к Книге Пророка
Малахии, где изложено "пророческое слово Господа к Израилю через
Малахию". В тексте находим такой вопрос (Мал.2:10): "Не один ли у всех
нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?".
Но уже в следующем стихе Бог говорит через Малахию: "Вероломно поступает
Иуда... ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на
дочери чужого бога."
Как видим, от начала до конца - боги, боги, боги. Чужие, иные, другие.
Меняются свидетели, меняются картины, а дух политеизма не покидает
страниц Писания.
В попытках объяснить этот казус, я пришел к любопытным выводам. Что
касается приведенной цитаты Малахии, то объяснением можно считать слова
Неемии (13:23): "...я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок,
Аммонитянок и Моавитянок". Я не специалист в данной области, но если мне
скажут, что на древнееврейском языке словосочетание, переведенное на
русский как "чужой бог", было синонимом слов инородец, иноплеменец
(чужого рода, чужого племени), как это переведено, например, в книге
Ездры (9:2, 10:2), то я сочту это объяснением.
Но данный довод не применим для иных приведенных цитат. Будем искать
иной аргумент.
Опять обратимся за помощью к Исходу (34:12-16). На первый взгляд -
картина обычная. Нет, на этот раз, кажется, есть разгадка - она в
следующем стихе (Исх.34:17): "Не делай себе богов литых". Может быть
действительно, дело не в богах как богах. А что если боги в нашем
контексте - это просто символические скульптурные изображения
всеразличных языческих идолов, почитавшихся тогдашними
народами-племенами как боги, да и только.
Именно подобных язычески-политеистических взглядов придерживалось
большинство племен, живших в соседстве с евреями Ветхого Завета. И это
не могло, как мне кажется, не наложить свой отпечаток на их, евреев,
взгляды и обычаи. Подтверждений тому в Библии - более чем достаточно.
Целый комплекс общих морально-этических правил мы можем наблюдать во
взаимоотношениях Рахили и Лавана.
В законах Хаммурапи (царь Вавилонии), датированные примерно тем же
периодом, есть положения, согласно которым если замужняя женщина не
рожала детей, она сама выбирала мужу рабыню, а детей, рожденных от этого
союза, воспитывала как своих собственных. При этом наложница рожала на
коленях у бездетной супруги - это и был акт формального признания сына
рабыни законным наследником рода.
Именно так рожала Рахиль (Быт.30:3-6): "3. Она сказала: вот служанка моя
Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей
от нее. 4. И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней
Иаков. 5. Валла служанка Рахилина зачала и родила Иакову сына. 6. И
сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына.
Посему нарекла ему имя: Дан." Мы видим, что Рахиль называет этого сына
своим: "дал мне сына".
Но я заговорил о Рахили несколько по другому поводу. Очень интересен для
нашей темы следующий эпизод, (Быт. 31:19): "И как Лаван пошел стричь
скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее." Чуть
далее, в разговоре Лавана и Иакова, звучит слово "боги" при обозначении
идолов, которых похитила Рахиль (Быт.31:30): "Но пусть бы ты ушел,
потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего: зачем ты
украл богов моих?"
Это именно те самые боги-идолы, символизировавшие охранявших род
домашних божков, как те, о которых мы читали в Исходе (34:12-17)? По
тогдашним законам, сын, обладавший статуэткой домашнего божка получал
основную долю наследства. Также согласно закону Хаммурапи, зять,
обладающий статуэткой тестя, пользовался правом на наследство наравне с
сыновьями. Таким образом Рахиль, украв статуэтку, обеспечивала своему
мужу права на наследство.
Но опять данное объяснение не можно распространить на остальные
"политеистические" фрагменты Ветхого Завета. Найденное объяснение
слишком локально.
А может быть проблема из разряда сверхестественных: Сам Господь Бог
специально внес такую путаницу в умы своего народа и текст Ветхого
Завета, чтобы такие, как я задавали свои наивные вопросы, а церковники
потом занимались объяснением каждой фразы? Не знаю.
Такая вот получается петрушка с Ветхим Заветом. А что же в Новом?
Там-то, наверняка от политеизма нет и следа! Открываем, читаем...
И что же мы видим в Новом Завете? Та же картина. Опять обильное
использования слова "бог" во множественном числе. Кроме того, есть
потрясающее место в 1-м Послании Павла Коринфянам (8:5-6): "... нет
иного Бога, кроме Единого. 5. Ибо хотя и есть так называемые боги, или
на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - 6. но
у нас один Бог Отец, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы
Им."
Павел сам говорит, что богов много, но христиан один бог, свой. Но есть
и другие, у иных народов. И для Павла это тоже не есть проблема.
Хотя при этом Павел-то знает, что Бог един от Сына Его, Иисуса Христа.
Написано это и у Марка (12:29): "...какая первая из всех заповедей? 29.
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай Израиль! Господь Бог
наш есть Господь единый;...", и в Послании Иакова (2:19): "Ты веруешь,
что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут." Хорошо сказано
в 1 Тим.2:5-6: "5. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и
человеками, человек Христос Иисус, 6. предавший Себя для искупления
всех...". И еще 1 Кор.8:4, и еще много-много... Но для Павла все
сказанное - не аргумент. Хоть они и "так называемые", но все-таки "есть
много богов"...
Что же получается? Или христианство - религия все-таки политеистическая,
хотя и не явно, или просто все перечисленное - это лишь рудиментарные
остатки языческих истоков этой религии? Может быть, Библия, которую на
протяжении столетий миллионы людей на планете считали богостоворенной,
все-таки творение человека, и восходит своими корнями к древней
месопотамской мифологической традиции (ведь первоначальной родиной
евреев была Месопотамия - Быт.2:14-14), шумерским мифам и легендам (ведь
семья Авраама жила в Уре, древней столице шумеров - Быт.11:31), обычаям
и обрядам, возникшим на протяжении тысячелетий на берегах Тигра и
Евфрата?
Как я склонен считать, монотеистическая идея от Авраама, которой в более
поздние времена неоднократно, как мы убедились выше, изменяли евреи,
обращаясь к культу иных богов (за что на них страстно обрушивались
пророки), скорее всего не монотеистична, а генотеистична. Т.е. основная
идея в том, что, хотя и существуют многие боги, поклоняться следует
только одному из них - покровителю племени. Это мы видели на примере
Рахили и статуэток ее отца. Тем паче, что в этом фрагменте видно, что
кроме законов, данных Богом, у еврейских родов сильно было влияние иных,
созданные людьми, законов. То же, вероятно, можно сказать и о культуре,
а значит, и о политеистичном религиозном окружении рода Адамова.
Окончательно монотеизм укрепился только в Новом Завете, хотя от этого
вопрос о персональном составе "божественного корпуса", как мне кажется,
не решается. Если Иисус пришел "не нарушить, но исполнить", то это
относится только к заповедям, а на историю рода Иисуса не
распространяется. И Павел нам это доказал.
Еще раз хочу оговориться, что я не профессионал в вопросах древней
истории и этнографии, я не знаю Библию так же хорошо, как ее знают
многие, но тот интерес, который я испытываю к данному кругу проблем,
вынуждает к расширению познаний и обмену мыслями и мнениями.
Так все-таки, сколько богов было в верованиях евреев Ветхого Завета?
Сколько их стало у христиан Нового Завета? Сколько их сейчас? Сколько их
будет в будущем?
Итак, господа, вопрос задан.
|